Рынок с экономической точки зрения.

Рынок – это сфера общения покупателя и продавца, место свершения сделок, а также совокупность процессов, благоприятствующих данным сделкам.

Условия существования рынка

Главный критерий функционирования рынка есть разделение труда, то есть специализация. Разделяется труд не только по отраслям и сферам производства, но и внутри каждого отдельного направления, сужая специализацию на различных стадиях производственного процесса.

Благодаря специализации каждое производство можно обособить, создав отдельное, независимое изготовление того или иного продукта. Из этого следует самостоятельность производителей. Компании могут существовать отдельно или же сотрудничать в рамках рынка на взаимовыгодных условиях.

Виды рынка

Тесная связь рынка с производственной, духовной и интеллектуальной сферами и реализацией их конечных продуктов обуславливает сложную, многоуровневую структуры рынка. Разнообразные типы и виды рынка различают по многим критериям: территориальному месторасположению, назначению объектов, группам товаров, субъектам, наличию конкуренции, характеру зрелости взаимоотношений и пр. Но среди них всех особо выделяют четыре вида рынка:

•рынок товаров и услуг. Историческое начало рынков, с него берет начало сложное и долгое развитие рыночных отношений;
•рынок факторов производства. Он делится на сегменты, в зависимости от объекта рынка: рынок земли (включает в себя все блага, которые можно получить от земли, в том числе урожай, сырье, полезные ископаемые, территорию и пр.), рынок капиталов (организовывает куплю-продажу оборудования, зданий, средств производства), рынок труда (место встречи работодателя и наемного работника);
• финансовый рынок. Рынок покупки-продажи различных финансовых средств. Он считается совершенным в современной инфраструктуре, способным реагировать на малейшие колебания одного из субъектов. Различают фондовый, валютный, денежный и срочный финансовые рынки;
•рынок интеллектуальных товаров. На нем товаром выступают изобретения, информационные услуги, произведения художественной и литературной направленности.

Функции рынка

Роль посредника. Рынок –это благоприятная среда для встречи покупателя и продавца. Нормальная, развитая конкуренция позволяет найти для покупателя с одной стороны приемлемые предложения поставщиков, а с другой, для продавцов, выгодно преподнести свой товар и получить максимальную прибыль.

Ценообразование. Главная особенность рынка в том, что цена на товар формируется в процессе обмена. В нее всегда включены издержки на производство и прибыль, но одновременно цена отражает уровень полезности товара и необходимость его покупателю.

Роль информатора. Рынок хранит в себе гигабайты информации: о товаре, о спросе и предложении, ассортименте услуг и пр. Данная информация дает возможность производителю регулировать количество выпускаемой продукции и ее вид, а реклама, в свою очередь, информирует покупателя о существующих товарах и новинках.

Роль регулятора. Цена на товар, спрос и предложение неотрывно связаны друг с другом. Колебания одного из составляющих цепочки ведет за собой количественные изменения другого, подстраивая все элементы в правильную пропорцию для достижения равновесия спроса и предложения на рынке.

Роль стимулятора. Постоянная конкуренция стимулирует производителей к выведению новых товаров и услуг на рынок, расширению ассортимента, снижению затрат, внедрению в производство достижений научно-технического прогресса.

Санация рынка. Неэффективные, убыточные предприятия не выживают в жестких условиях рыночной экономики. Этот «естественный отбор» необходим для эффективного функционирования предприятий в рамках одной страны и мировой экономики в целом. Успешные, инициативные компании, наоборот, получают возможность расти и процветать в условиях рыночного хозяйства.


С уважением Смитюх Людмила.