В чем должна заключаться суть новой стратегии ЕЦБ

Переосмысление цен

В чем должна заключаться суть новой стратегии ЕЦБ

Следуя по стопам Федеральной резервной системы США, Европейский центральный банк приступил к углубленному анализу своей стратегии денежно-кредитной политики. Но поскольку центральные банки планируют фундаментальные изменения в своем подходе, они должны помнить о возможных сбоях в операционной среде.

Это особенно верно в стратегиях решения проблемы изменения климата, одной из самых важных проблем нашего времени. Поскольку европейские страны обязались сделать свою экономику углеродно-нейтральной к 2050 году, ЕЦБ теперь должен подумать о том, как его система денежно-кредитной политики может помочь в этом переходе.

Хотя Договор о функционировании ЕС делает поддержание стабильности цен основной целью Европейской системы центральных банков, в нем также говорится, что «Без ущерба для [этой] цели… ЕСЦБ поддерживает общую экономическую политику в Союзе с целью содействия достижению целей, изложенных в статье 3 договора». Согласно этой статье, Союз «должен работать для… высококонкурентной социальной рыночной экономики, нацеленной на полную занятость и социальный прогресс, а также на высокий уровень защиты и улучшение качества окружающей среды».

Очевидно, декарбонизированная экономика не может быть достигнута без глубоких структурных изменений. Здесь кризис Covid-19 стал проверкой реальности. В то время как Международный валютный фонд оценивает, что пандемия сократит мировой ВВП в этом году примерно на 4,9%, Международное энергетическое агентство ожидает глобального сокращения выбросов двуокиси углерода на 8%. Тем не менее сокращение выбросов в таких масштабах должно происходить ежегодно в период с настоящего момента до 2030 года, если мы хотим иметь хоть какой-то шанс удержать глобальные средние температуры в пределах 1,5° C от доиндустриальных уровней.

В дополнение к человеческим жертвам глобальная рецессия нанесла огромную брешь государственным финансам, поставив под угрозу образование молодых людей, а также успехи, достигнутые женщинами и развивающимися странами в последние десятилетия. В результате с изменением климата нельзя бороться путем простого снижения экономической активности; абсолютно необходим капитальный ремонт существующих производственных систем. Единственный способ достичь нулевых выбросов к 2050 году — это изменить то, как мы производим, транспортируем и потребляем.

Один из наиболее эффективных способов сделать это — и, возможно, единственный — это повысить цену на углерод, одновременно ускоряя темпы технологических инноваций. Но такой подход неизбежно вызовет серьезные шоки предложения. Стоимость вводимых ресурсов, особенно энергии, станет более нестабильной, поскольку цена на углерод растет, а возобновляемые источники энергии постепенно заменяют ископаемое топливо. И, помимо энергетики, транспорт и сельское хозяйство также будут подвержены потенциально разрушительным изменениям относительных цен.

Какая бы денежно-кредитная структура ни была выбрана центральными банками, она должна быть в состоянии приспособиться к крупным структурным сдвигам и эффектам относительных цен, вызванным декарбонизацией. Поскольку невозможно поддерживать постоянные темпы роста всех цен, вопрос для разработчиков денежно-кредитной политики будет заключаться в том, какой индекс цен следует стабилизировать.

В соответствии с нынешними рамками ЕЦБ ориентирует инфляцию в еврозоне с помощью Гармонизированного индекса потребительских цен (HICP). Но в этот индекс включены цены на энергоносители, поэтому он не подходит для решения проблемы декарбонизации. Поскольку инфляция цен на углерод спроектирована политиками ЕС, ЕЦБ не должен пытаться снизить другие цены в HICP при повышении относительной цены на энергоносители, поскольку это создало бы еще большие искажения.

Ранее в российском МИД предостерегли Брюссель от введения новых санкций в отношении Российской Федерации, особо отметив, что на них последует соразмерный ответ.

Таким образом, неизбежный вывод состоит в том, что ЕЦБ придется отказаться от индекса HICP и использовать индексы базовой инфляции, исключающие цены на энергию и продукты питания. Причина не только в том, что базовая инфляция — более надежный индикатор низкочастотной составляющей инфляции. Скорее всего разработчикам денежно-кредитной политики необходимо проверить различие между изменениями цен, которые происходят по уважительным причинам (в результате желательных структурных преобразований), и изменениями цен, которые указывают на временный дисбаланс между спросом и предложением. ЕЦБ должен стремиться минимизировать только последнюю категорию.

Правда иногда утверждают, что центральные банки должны ориентироваться на индексы потребительских цен, такие как HICP, потому что они лучше отражают покупательную способность и облегчают объяснение политических решений. Тем не менее недавние опросы показывают, что существующая структура уже недостаточно понятна общественностью.

Очевидно, центральным банкам необходимо улучшить свою коммуникационную политику. Но не очевидно, что нацеливание на базовый индекс, который очищен от цен на энергоносители, более проблематичен, чем текущий подход, когда дело доходит до общения с общественностью. И это должно быть еще менее проблематично для экспертов, внимательно следящих за вопросами денежно-кредитной политики.

ЕЦБ может также рассмотреть реформы, чтобы сделать свою систему более устойчивой к шокам предложения. Один из вариантов — выбрать путь к номинальному ВВП, чтобы шоки роста затрат, сопровождаемые замедлением экономического роста, не вызывали нежелательного повышения процентных ставок. В постпандемической среде, когда уровень номинального долга окажется высоким в течение длительного времени, проблематично ужесточить денежно-кредитную политику только потому, что неблагоприятный шок предложения поднял инфляцию выше 2%. Если реальный (с поправкой на инфляцию) рост ВВП окажется сдержанным, ужесточение денежно-кредитной политики может дестабилизировать динамику долга и привести к драматическим последствиям.

Напротив, в рамках системы с таргетингом на номинальный ВВП и надежными фискальными правилами еврозоны ЕЦБ был бы лучше расположен, чтобы руководить упорядоченным, постепенным снижением отношения долга к ВВП, при этом стабильность цен была бы гарантирована в среднесрочной перспективе.

Во всяком случае в ожидании предстоящих важных структурных сдвигов первая задача ЕЦБ очевидна. Пришло время изменить базовый индекс цен, чтобы новая стратегия лучше соответствовала широкой повестке дня ЕС в области климата и декарбонизации.

Источник versia.ru

Обновлено: 14.08.2021 — 14:38