Олигархи прячут свои яхты, а Запад считает убытки

«Приплыли»

Олигархи прячут свои яхты, а Запад считает убытки

Массовый арест властями стран Евросоюза суперъяхт, принадлежащих российским олигархам, привёл к тому, что попавшие под санкции богачи начали прятать их в портах дружественных государств. Арабы и турки уже потирают руки, подсчитывая прибыли. Тогда как европейцы начинают задумываться: всё идёт к тому, что из-за боязни потерять свои яхты россияне перестанут заказывать их строительство, что крепко ударит по европейским компаниям.

В порт Гёчек, расположенный близ турецкого Фетхие, теперь специально приезжают, чтобы посмотреть на новую достопримечательность. Яхта Eclipse Романа Абрамовича длиной 162 метра и стоимостью 1,5 млрд долларов бросила здесь якорь ещё в апреле. Ещё одну яхту Абрамовича – Solaris – заметили неподалёку от Бодрума. Яхта Aurora Андрея Молчанова нашла себе приют в Мармарисе, Predator Искандера Махмудова квартировала в Кушадасы, а Вагит Алекперов выбрал в качестве стоянки для своей яхты Space стамбульскую марину Тузла.

Ещё недавно российские олигархи предпочитали европейские порты. Сегодня они дружно эвакуируют свой флот. Чаще в близкую к Средиземноморью Турцию, реже в Арабские Эмираты и на Мальдивы. Бегство оправданно. Никому не хочется повторить судьбу Алексея Мордашова и Геннадия Тимченко, уже лишившихся своих яхт. Яхту Lady M, принадлежащую владельцу «Северстали» и самому богатому российскому предпринимателю, итальянские власти задержали ещё 5 марта. В тот же день своей 40-метровой яхты Lena стоимостью 50 млн долларов лишился Тимченко. Позже под арест испанских властей попала 85-метровая суперъяхта Valerie, предположительно, связанная с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым, а также яхта Lady Anastasia, владельцем которой назвали главу «Рособоронэкспорта» Александра Михеева.

Впрочем, юристы успокаивают: скорее всего яхты скоро вернутся к своим хозяевам. Дело в том, что у европейских властей практически нет законных механизмов для конфискации чужой собственности. Хотя уже очевидно, что при желании поменять эти нормы не составит труда. К тому же какая разница, идёт речь о конфискации или же о бессрочном аресте, если пользоваться своим имуществом олигархи всё равно не в состоянии.

Потому уже звучат советы не пытаться заниматься юридическим крючкотворством, а подождать, пока европейцы остынут и передумают. Причины уповать на это имеются. По данным «Форбса», на долю россиян приходится 9% всего рынка суперъяхт, что делает РФ второй по величине страной заказов после США. При этом верфи Северной и Южной Европы, занимающиеся строительством подобных яхт, долгое время находились в кризисе, а потому для них жизненно важно наличие портфеля заказов. «Блокирование проектов с российскими корнями может означать для них острый кризис, связанный с невозможностью оплачивать труд рабочих и подрядчиков. Мгновенно подключатся профсоюзы, защищающие этих рабочих, и компании будут попросту разорены», – резюмирует «Форбс». К тому же речь идёт не только о кораблестроителях, без работы рискуют остаться яхтенные брокеры, юристы, дизайнеры, наконец, члены экипажей – это сотни и тысячи человек. Потому у российских подсанкционных олигархов есть повод надеяться на то, что европейцы со временем ослабят санкции. Так, итальянская газета La Repubblica на прошлой неделе указала, что одно лишь содержание конфискованных вилл и яхт обойдётся в 14 млн евро.

Источник versia.ru

Обновлено: 16.05.2022 — 14:47