Оказавшуюся никому не нужной судоверфь «Море» банкротят руками мелкой уральской фирмы

«Море» уже не волнуется

Оказавшуюся никому не нужной судоверфь «Море» банкротят руками мелкой уральской фирмы

Несколько десятилетий назад Крым был не только всесоюзной здравницей, но и развитой промышленной территорией. На полуострове (включая Севастополь) работали несколько крупных судостроительных и судоремонтных заводов, продукция которых была востребована и военно-морским флотом, и гражданскими.

Что было, то было

В украинские годы Крыма былой потенциал подрастерялся, заводы еще работали, но лидерами отрасли их уже не называли – керченский завод «Залив», например, только сваривал куски железа, превращая их в корпус корабля. Потом это пустое «корыто» на буксире тащили куда-нибудь в Голландию, где начиняли всем необходимым, превращая в настоящий современный сухогруз или танкер.

Феодосийский судостроительный завод «Море» строил военные катера, десантные корабли, пассажирские суда на подводных крыльях «Ракета». В украинские времена завод строил корабли, разработанные при СССР, и этот период закончился большим скандалом. «Море» заключил контракт с Китаем на постройку четырех малых десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр». Проект своим считали и Украина, и Россия, но феодосийцы пообещали передать китайцам всю техническую документацию.

«Рособоронэкспорт» громко возразил, и разрешило ситуацию только то, что катера успели отправить в Китай в течение двух дней после появления в Крыму «вежливых людей».

Лишние люди

А дальше оказалось, что это не самое плохое, что могло случиться с заводом «Море». В России шла своя борьба за военные госзаказы, и никому оказался не нужен лишний конкурент, тем более с критически изношенным оборудованием, рабочими-пенсионерами и менеджментом, неопытным в жесткой борьбе с капиталистами.

Госсовет Крыма национализировал судостроительную компанию «Море», но обеспечить заказами, понятно, не смог. Недвижимое имущество завода без проведения торгов предоставили в аренду ОАО Ленинградский судостроительный завод «Пелла» на срок до 31 декабря 2020 года. Начало сотрудничества было торжественно-бурным, окончание – печально-сумбурным. Срок договора аренды этот альянс не протянул, и вылился в судебный иск – «Море» потребовало с питерского куратора выплаты недополученной прибыли.

Как следует из материалов дела, заказчик – ООО «Интро-Пелла» перечислил исполнителю – ФГУП «Судостроительный завод «Море» – в качестве авансового платежа на выполнение работ по строительству малого ракетного корабля (шифр «Каракурт») 100 млн руб. Когда было выполнено 80% работ, стороны расторгли договор. Фактические затраты «Моря» составили 147,6 млн руб, Минобороны подтвердило эту сумму. Суд постановил взыскать с «Пеллы» недоплаченное и еще 4 млн руб процентов за пользование чужими деньгами. Следующие инстанции оставили решение в силе.

С «Пеллой» завод «Море» расстался, в мае 2018 года его преобразовали из государственного унитарного предприятия в акционерное общество, передали под руку «Ростеха», пообещав включить в состав концерна «Калашников». Потом прошла информация о том, что «Море» построит траулеры для промысла рыбы в Азовском и Черном морях, что для него нашли заказчиков на Кубе. Дальше разговоров дело не пошло.

Авиалайнер «Уральских авиалиний», который в 2019 году совершил аварийную посадку на кукурузном поле под Жуковским после отказа двигателя, оказался никому не нужен. Утилизировать самолет нельзя до окончания расследования авиаинцидента.

В 2020 году в Феодосии построили шесть катеров «Сарган» для Росгвардии. Судя по сайту госзакупок, больше заказов не последовало.

Новостей нет

Последняя хорошая новость на сайте завода «Море» датирована февралем нынешнего года: «20.02.2021г. после прохождения государственных испытаний последние два катера переданы морскому подразделению Отдельной бригады особого назначения Южного округа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ в г.Керчь, осуществляющему охрану транспортного перехода в Керченский пролив».

Дальше – только поздравления с праздниками, о делах завода – ни слова.

Весной нынешнего года выяснилось, что «Ростех» посчитал завод «Море» непрофильным для себя активом, поэтому не возражает, чтобы тот перешел в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

И с тех пор на заводе, где числилось более 500 человек, в поте лица, похоже, работали только юристы. Заказов нет, предприятие опутано судебными исками, которые хронически проигрывает. В апреле 2020 года в пользу ИП Сергея Пилявского взыскали деньги за неоплаченные заводом буновые ограждения, в мае дело по иску «ЛабЭксперт» прекращено – завод выплатил долг добровольно. В июне по суду взыскана неустойка в пользу ООО «Индукционные машины». И так далее – длинный список.

Процессы продолжились и в 2021 году. Февраль – 4 млн руб долга за поставленный экскаватор ООО Управляющая компания «Техстройконтракт» плюс пеня в размере 458 тыс руб, плюс судебные расходы по оплате госпошлины 48 тыс руб. Апрель, долг перед «Русополимер» – за заготовки гребного вала, без малого 3 млн руб. В июле – за сувенирную продукцию со своим логотипом завод «Море» не заплатил сувенирной компании «Особые подарки». Набежала пеня и судебные издержки.

Упомянем еще дело А83-20261/2020, по которому 18 мая было принято решение о взыскании с завода «Море» долга перед ООО «Металлинвест» из города Березовский Свердловской области за поставленный алюминиевый прокат на сумму е 8,6 млн руб.

Список дел в картотеке арбитражных судов продолжаться вечно не может – когда-то у должника заканчиваются деньги, которые может взыскать суд.

Похоже, для феодосийцев этот момент наступил. Упомянутая уральская компания «Металлинвест» (трое работников, полмиллиона убытков за 2020 год) подала в арбитражный суд Крыма исковое заявление о несостоятельности судостроительного завода «Море». Дата слушаний пока не определена, но в октябре завод предпочел не договариваться с кредитором, а заключил договор на юридические услуги на 300 тыс руб…

Источник versia.ru

Обновлено: 08.12.2021 — 14:46