Монетарная политика больше не может выполнять свою работу, поскольку ограничена нулевой границей процентных ставок

Высокая стоимость добрых намерений

Монетарная политика больше не может выполнять свою работу, поскольку ограничена нулевой границей процентных ставок

В последние годы правительство США предприняло несколько важных экономических шагов. Налоговая реформа, включенная в закон о сокращении налогов и рабочих мест (TCJA) 2017 года, недавнее торговое соглашение между США и Мексикой (USMCA), «первый этап» китайско-американской торговой сделки, а также недавние нормативные реформы необходимы для возрождения и укрепления экономического роста. Настало время для еще одного важного политического шага: корректировки траектории фискальной политики.

Согласно прогнозам бюджетного управления Конгресса, расходы федерального правительства в будущие годы окажутся намного выше доходов. Результатом станет растущий дефицит федерального бюджета, который приведет к тому, что к 2049 году доля федерального долга в ВВП составит 144%, согласно базовому сценарию, а в альтернативном варианте может достигнуть 219%. Эти уровни долга являются беспрецедентными.

В отличие от предыдущих периодов, когда дефицит уменьшался после аналогичных восходящих всплесков, текущие прогнозы не предвещают такого разворота. Большой дефицит заставит свернуть важные федеральные программы, включая инвестиции в инфраструктуру и производство, необходимые для экономического роста. На обслуживание долга будет приходиться все большая доля расходов, а высокая задолженность, вероятно, станет причиной роста процентных ставок до значений более высоких, чем предполагается. Это, в свою очередь, приведет к раскручиванию опасной для экономики спирали задолженности.

Так не должно быть. Уровень расходов как доли ВВП должен начать сокращаться. Это поступательное движение не потребует «ухода в аскетизм». Федеральные расходы будут расти со скоростью, немного меньшей, чем темпы роста ВВП, что со временем приведет к меньшему дефициту. Этот план не окажет негативного влияния на спрос. В итоге такая цель приведет к более высокому росту ВВП и увеличению уровня дохода на душу населения, в отличие от текущих прогнозов о растущем дефиците.

Но достижение этой цели означает, что доля расходов в ВВП в будущем будет значительно ниже, чем прогнозируется в рамках текущей политики. Как объясняет Джон Коган в своей недавней книге «Высокая стоимость добрых намерений», подобные пути консолидации требуют реформ, которые повышают эффективность государственных программ, таких как поддержание роста расходов на социальное обеспечение на человека в соответствии с инфляцией.

Некоторые экономисты, такие как Джейсон Фурман из Гарвардского университета, выступают за другой тип фискальной реформы, который увеличит масштабы автоматических стабилизаторов. Да, есть веские причины для того, чтобы дефицит федерального бюджета автоматически увеличивался во время экономических спадов и уменьшался во время бума. Такие разнонаправленные движения стабилизируют экономику, и они происходят автоматически в результате компенсационных программ.

Одна из причин, которые иногда приводятся для оправдания усиления автоматических стабилизаторов, заключается в том, что денежно-кредитная политика больше не может выполнять свою работу, поскольку она ограничена нулевой границей процентных ставок. Но лучше подкорректировать денежно-кредитную политику, используя правила, в том числе правила прямого управления, чем менять правила игры, когда проблемы кроются в другом.

Текущий федеральный бюджет нуждается в реформировании. Проблема заключается в том, что, по прогнозам, расходы будут расти слишком быстро по сравнению с доходами, а не в том, что дефицит слишком скромно реагирует на взлеты и падения в экономике. При разработке реформы следует сосредоточиться на проблеме постепенной бюджетной консолидации, которая сделает политический процесс более постоянным, всеобъемлющим и предсказуемым. Самое главное, это ускорит рост ВВП и повысит устойчивость экономики.

Источник versia.ru

Обновлено: 16.04.2020 — 14:36