Каких пассажиров будут обслуживать в севастопольском аэропорту «Бельбек»

Крепкая спина аэродрома

Каких пассажиров будут обслуживать в севастопольском аэропорту «Бельбек»

Военный аэродром «Бельбек» был построен вблизи Севастополя в 1938 году. Название получил по имени речки (с тюркского – крепкая спина), которая течет с гор и именно здесь впадает в море. Сейчас вплотную к летному полю примыкает поселок Любимовка, а здешний морской берег можно считать одним из городских пляжей Северной стороны.

Ближе к даче и казино

На Южном берегу Крыма расположены государственные дачи, там отдыхали руководители СССР. Добираться до них, прилетев на Бельбек, гораздо ближе, чем из аэропорта Симферополь. Поэтому с 1980-х годов вожди стали прилетать сюда. Взлетно-посадочную полосу (ВПП) реконструировали, что позволило использовать аэродром для взлета-посадки гражданских самолетов. Ни залы ожидания, ни кассы немногочисленных здешних пассажиров не интересовали: их подвозили к трапу.

В украинские времена Крыма на Бельбеке сначала мало что изменилось: считалось, что по-прежнему используется военная часть аэродрома, принимались редкие привилегированные гражданские самолеты. Но когда военная дисциплина, царившая в Советах, дала слабину, местная власть захотела извлечь прибыль из милитаристского наследства.

В бытность губернатором Севастополя Леонида Жунько там развернулась некоторая предпринимательская деятельность. Было зарегистрировано ООО «Аэропорт Бельбек», среди учредителей которого оказалась и дочь губернатора Наталья.

В украинской базе юрлиц предприятие и сейчас числится действующим, его учредители — указаны кипрская «Голчер лимитед» и ООО «Пальмара» из Днепра. Там же как живое упоминается и ООО «Международный аэропорт Севастополь (Бельбек)», которым владеют двое физических лиц: Михаил Метальников и Маргарита Шумилина. Судя по российской базе ЕГРЮЛ, приняв российское гражданство, они продолжают трудиться в Севастополе.

Потом появилась авиакомпания «Севастополь-Авиа», самолеты которой летали отсюда в Киев, потом Бельбек получил лицензии на международные авиаперевозки, и «Севастополь-Авиа» начала совершать регулярные рейсы в Москву, Ларнаку, Стамбул. В украинском правовом поле она тоже существует и ныне.

Что касается использования взлетной полосы военными, вот новость лета 2010 года: «Будучи на днях на аэродроме в Бельбеке, президент Украины Виктор Янукович поинтересовался у министра обороны Михаила Ежеля, какое количество имеющихся в наличии самолетов может подняться в воздух. Последовал ответ: из двадцати только один».

Новая жизнь

28 февраля 2014 года аэродром «Бельбек» взяли под усиленную охрану российские военнослужащие. После вхождения Крыма и Севастополя в состав РФ «Бельбек» формально остался военным аэродромом, но и о его возможных гражданских функциях по-русски тоже заговорили. За восемь лет концепция использование его ВПП несколько раз менялась. Мнения специалистов разошлись. С одной стороны – зачем нужен второй полноценный международный аэропорт всего в 70 км от крупного и весьма оживленного Симферопольского? С другой – некоторым хочется отделиться от миллионного потока небогатых отдыхающих с их чемоданами и орущими детьми. И как завлечь тех, кто готов прилететь на вечерок и привезти денежки в казино, о создании которого местная власть мечтает с первых дней «крымской весны»?

Крупный российский авиаперевозчик «Уральские авиалинии» отменил все рейсы в закрытые аэропорты в южных и центральных регионах РФ и временно остановил продажи билетов.

В правительстве Крыма (напомним, Севастополь – отдельный субъект федерации) к проекту относятся скептически, ревниво заявляя, что «Бельбек» не будет востребованным. 

В апреле 2019 года было объявлено, что «Бельбек» станет «деловым» аэродромом, уже через год начнет принимать корпоративные и частные самолеты.

Дорога от Бельбека до Кацивели, где определили место для игорной зоны, примерно вдвое короче, чем от Симферополя. Кроме того, «деловой» статус севастопольского терминала позволит его посетителям обеспечить определенную приватность, если не сказать избранность. Разрешить противоречие мог бы частный инвестор. Стали искать, объявили тендер. Но желающих вложить свои деньги в сомнительное соседство не нашлось. «Бельбек» объявили филиалом международного аэропорта Симферополь.

Гражданский аэропорт «Бельбек» стал одним объектов ФЦП «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года». Из бюджета пообещали выделить 1,776 млрд рублей: на строительство перрона, топливно-заправочного комплекса и закупку аэронавигационного оборудования.

История затягивалась – игорная зона все не открывалась, а в реконструкцию аэропорта «Симферополь» структуры банка «Россия» вложили большие деньги, обновленный аэропорт рекламировали широко, его пассажиропоток быстро рос.

Концепции меняются

В октябре 2019 года новый губернатор Севастополя Михаил Развожаев объявил, что железнодорожный аэроэкспресс до международного аэропорта Симферополь может стать альтернативой развитию гражданского сектора аэропорта «Бельбек». Из ФЦП вычеркнули строку-обещание.

Потом концепция снова изменилась. Похоже, у кого-то появилась возможность освоить немалые по местным масштабам деньги. В декабре-21 международный аэропорт «Симферополь» провел конкурс на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства «Реконструкция и развитие гражданского сектора аэропорта Бельбек (г. Севастополь)». На конкурс была подана одна заявка, договор заключили с московским ООО «Региональная строительная компания». Ее гендиректор и совладелец с долей 49% – влиятельный в строительной отрасли Борис Сакун.

В конкурсной документации указано, что источник финансирования работ – «Бюджетные инвестиции целевого назначения, определенные федеральной целевой программой «утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790». Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2025 года». То есть в тот момент строка «гражданский Бельбек» в ФЦП была.

Еще в мае этого года, хотя уже шла спецоперация, и гражданские самолеты на полуостровом Крым не летали, в правительстве Севастополя, говоря о развитии города, упоминали о 406 млн руб, выделенных на реализацию «земельных» мероприятий по реконструкции гражданского сектора аэропорта «Бельбек».

Тогда же появились новости иного рода: «Российский транспортный борт доставил в аэропорт Бельбек раненых военнослужащих из Украины».

И вот новая новость. Возведенная в севастопольском аэропорту «Бельбек» инфраструктура уже позволяет обслуживать пассажиров гражданских рейсов – в полном объеме и с соблюдением высокого уровня комфорта. Аэропорт может работать без строительства отдельного терминала – уже началась его сертификация.

Воздушная гавань имеет двойное назначение, напоминает городская власть, доля в уставном капитале Бельбека принадлежит правительству Севастополя. Гражданскую часть будут создавать подразделения Министерства обороны России.

3 июня на заседании правительства Севастополя было принято решение исключить строительство аэровокзального комплекса аэропорта «Бельбек» из федеральной целевой программы. Ни правительство РФ, ни Минобороны это решение местной власти не прокомментировали.

Судя по информации на сайте госзакупок, подрядчику строительства на данный момент выплачено 406 083 551 руб 96 коп.

Источник versia.ru

Обновлено: 13.06.2022 — 14:37