Госдума одобрила в I чтении новый автоматизированный налоговый режим для малого бизнеса

Экспериментальная «упрощёнка»

Госдума одобрила в I чтении новый автоматизированный налоговый режим для малого бизнеса

Накануне Госдума приняла в первом чтении законопроекты, предусматривающие введение нового режима для малого бизнеса с автоматическим расчётом налога. С 1 июля 2022-го планируется провести 5-летний эксперимент в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане.

В минувший вторник Госдумой были рассмотрены три законопроекта, принятие которых сделает возможным запуск нового налогового режима для субъектов малого предпринимательства. Речь об автоматизированной упрощённой системе налогообложения (АУСН), которая станет доступна в четырёх российских регионах с июля будущего года.

В рамках экспериментального режима предприятия с численностью работников до 5 человек и выручкой за год, не превышающей 60 млн рублей, смогут в обмен на некоторое увеличение нынешних ставок полностью отказаться от предоставления налоговой отчётности – расчёт налогов ФНС произведёт им сама.

Какие изменения вносят законопроекты

В базовом законопроекте о проведении эксперимента до конца 2027-го прописаны порядок и условия использования налогового режима. Налоговую ставку установят на уровне 8% от доходов или 20% с доходов, из которых вычли расходы. На сегодняшний день малый бизнес зачастую применяет упрощённую систему налогообложения и уплачивает 6% и 15% соответственно (у регионов есть право снижать размер ставок).

В обмен на повышение налогового бремени для микропредприятий снизят административную нагрузку – расчёт налогов ляжет на ФНС, которая будет брать за основу данные ККТ и операции по счетам в уполномоченных банках.

Кроме того, по словам замглавы Минфина Алексея Сазанова, представившего проекты в ГД, таких налогоплательщиков освободят от обязанности уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды.

Ещё два проекта вносят поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы. Первый предусматривает введение равного распределения (50% на 50%) между федеральным центром и субъектами доходов, которые будут поступать в ходе эксперимента. Второй устанавливает ответственность в случае налоговых нарушений со стороны компаний, участвующих в эксперименте, и уполномоченных банков. Речь о нарушении порядка предоставления информации об их доходах и расходах. Размер штрафа будет равен 20% от суммы неуплаченного налога (минимум – 200 рублей).

Реакция депутатов

Депутаты решили поддержать такой способ «обеления» сектора, однако ко II чтению Минфину предстоит доработать проекты. В ведомстве должны учесть высказанные опасения относительно рисков для бюджетов субъектов РФ и сомнения в реализации эксперимента на практике. В частности, беспокойство парламентариев вызвал неурегулированный статус банков, которые фактически будут выполнять функции налоговых агентов во взаимоотношениях налогоплательщиков и ФНС. Также депутаты призвали не допустить выпадающих доходов региональных бюджетов. В Минфине уже пообещали изменить ко II чтению распределение доходов в пользу субъектов (54% на 46%).

Отмечается, что отсутствие уплаты страховых взносов на этом режиме не повлияет на право работников на пенсии. Выпадающие доходы фондов планируется покрыть за счёт самого налога при АУСН, а также трансфертов из бюджета РФ.

Источник versia.ru

Обновлено: 24.12.2021 — 14:37