Бонусом к «Северному потоку» Германию ждёт дешёвое российское зерно

Хлебозавоз

Бонусом к «Северному потоку» Германию ждёт дешёвое российское зерно

Порты Ленобласти в экстренном порядке создают мощности по перевалке зерна. Похоже, на Балтике назрел хлебный передел, который так или иначе может быть связан с судьбой газопровода «Северный поток».

О том, что на перевалке российского экспорта зарабатывают порты прибалтийских стран и Финляндии, говорилось уже давно. Именно с этим связан бум портового строительства в Ленинградской области. На Петербургском экономическом форуме в 2019 году было заявлено сразу пять портовых инвестпроектов, большинство из которых привязаны к транспортному узлу, создающемуся в Усть-Луге (госинвестиции в этот мегапроект измеряются триллионами). Правда, поначалу частные инвесторы не очень-то рассчитывали на перевалку зерна – в озвученных планах речь шла о совсем других грузах. Понятно, что никому и в голову не приходило конкурировать по зерну с южными портами, которые давно входят в зону влияния «хлебных королей». Да и путь к основным покупателям российского зерна (Турция, Египет, Африка, Океания) лежит через юг. Однако есть данные, что балтийские портовики получили недвусмысленный сигнал из центра.

В 2020 году осмотреть строящиеся терминалы в Усть-Луге приехал тогдашний федеральный министр транспорта Евгений Дитрих. Там же состоялась его встреча с местными воротилами портового бизнеса. Суть речи министра пересказывает питерская «Фонтанка»: «У нас развиваются агропромышленные комплексы в Орловской и Курской областях, создаётся национальный зерновой трейдер, поэтому на северо-западе нужен современный экспортный коридор с пропускной способностью до 7 млн тонн в год. Сжиженный природный газ, метанол, белорусские удобрения и нефтепродукты сейчас не актуальны, вопрос № 1 – экспорт зерна».

Судя по всему, портовики пошли по указанному направлению. Да ещё вприпрыжку! На днях порт Высоцкий объявил, что в следующем году сможет переваливать до 4 млн тонн зерна. Причём под новый груз была не просто сломана вся прежняя бизнес-модель. Зерно здесь будут переваливать рядом с углём! Между двумя терминалами для этого потребуется создать санитарную зону, которая, по сути, укоротит причальную стенку, что снизит общую мощность порта.

Вслед за Высоцким о срочном строительстве зерновых терминалов заявили ещё три инвестора – «Новотранс» Константина Гончарова (8 млн тонн в Усть-Луге), «Приморский УПК» Ильи Трабера (7 млн тонн в порту Приморск) и «Технотранс» Виктора Чуйкина (4 млн тонн). Понятно, что кто-то может и не выдержать конкуренции и отказаться от проекта, но в целом мощности создаются внушительные. Остаётся два вопроса – где взять зерно для балтийских портов и куда его хотят отправлять?

Азов глотает пыль

В речи, приписываемой Евгению Дитриху, упоминаются Курская и Орловская области. Первая частенько входит в пятёрку лидеров среди российских регионов по урожаю зерна, подбираясь к 6 млн тонн. В Орловской области зерновых собирают около 4 млн

тонн. Навскидку можно сказать, что два региона вместе могут экспортировать как минимум 5 млн тонн зерна – как раз хватит, чтобы загрузить первые зерновые терминалы в Ленобласти. Но почему вдруг урожай должен поехать на Балтику, а не проторённой дорогой на юг? Орёл ближе к южным портам, чем к балтийским. Расстояние от Курса до Усть-Луги примерно такое же, как до Новороссийска. Зато до Азова ближе почти вдвое.

Украина готова согласиться на завершение строительства и дальнейшее функционирование газопровода Северный поток-2 в случае, если по контроль Киева вернутся территории Донбасса и Крым.

Причина для пересмотра маршрутов уже обозначилась. В октябре первое чтение в Госдуме прошёл законопроект об осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с судна на судно в открытом море без захода в порт. Он предусматривает запрет рейдовой перевалки зерна, то есть перегрузки его в море с судна на судно. Объясняется это экологическими требованиями – мол, зерновая пыль загрязняет морскую акваторию. Здесь нужно пояснить, что порты Ростовской области – Азов, Таганрог и Ростов-на-Дону – пропускают через себя около трети российского экспорта зерна. Но из-за мелководности Азовского моря они не могут обслуживать сухогрузы морского класса. Потому зерно грузится на плоскодонные баржи и отправляется в Керченский пролив, где на рейде порта Кавказ переваливается на большие корабли. Когда рейдовая перевалка будет запрещена, вся эта схема будет сломана и порты Азовского моря окажутся выведенными из игры. Зато балтийские порты окажутся в огромном выигрыше.

Здесь нужно вспомнить ещё упоминание о «национальном зерновом операторе». Формально такая структура в России так и не создана, хотя возможность эта обсуждалась публично ещё как минимум с 2014 года, когда началась санкционная война. Тогда Национальный зерновой союз (объединяет крупнейшие агрохолдинги) предлагал взяться за это дело государству, но что-то не срослось. Зато зерновые активы успешно консолидировал госбанк – ВТБ. Банк, между прочим, контролирует юрлица, которые обеспечивают перевалку зерна в Новороссийске и перевозку его по России железнодорожным транспортом. Формально бизнес этот остаётся частным, но вряд ли стоит сомневаться, что чиновники федерального уровня могут на него влиять через госбанк. Учитывая вышесказанное, можно предположить, что без зерна новые балтийские терминалы не останутся.

Подарок немцам

Комбинация, что ни говори, вышла красивая. Портит картину только будущее азовских портов, которые останутся не у дел. А это тысячи рабочих мест и сотни миллионов рублей налогов. Потому на местах уже умоляют спешно внести поправки в федеральный законопроект о запрете рейдовой перевалки зерна, говоря о потере инвестпроектов на 12 млрд рублей

Куда же пойдёт зерно через порты Ленобласти? Потенциальных покупателей перечислил в интервью «Интерфаксу» руководитель аналитического центра АО «Русагротранс» Игорь Павенский. По его словам, речь идёт о странах Западной Африки, Юго-Восточной Азии, Южной Америки (Бразилия), Северной и Западной Европы – Норвегии, Финляндии (которая традиционно обслуживает российский транзит), а также Германии.

Вряд ли можно надеяться, что поставки через Ленобласть значительно изменят расклад сил. Но совсем другое дело – рынок Балтийского бассейна. Крупнейший экспортёр зерна здесь Польша, которая вывозит почти 5 млн тонн. Тройка крупнейших её покупателей – ЮАР, Саудовская Аравия и Германия, являющаяся крупнейшим покупателем зерна в Балтийском регионе. Поток дешёвого русского хлеба через Балтику (а наше зерно традиционно дешевле европейского) станет для немцев настоящим подарком. В то же время российские поставки могут подпортить жизнь полякам. С учётом напряжённости, которая возникла вокруг «Северного потока», в истории с переброской зерна из Азова на Балтику политики становится больше, чем экономики. Немцы, согласившись покупать российский газ, будто бы получают ещё и бонус в виде дешёвого хлеба. Поляки же, которые вставляли палки в колёса газпромовской мегастройке, теперь могут ждать «ответочку» в виде усиления конкуренции на зерновом рынке.

Комбинация, что ни говори, вышла красивая. Портит картину только будущее азовских портов, которые останутся не у дел. А это тысячи рабочих мест и сотни миллионов рублей налогов. Потому на местах уже умоляют спешно внести поправки в федеральный законопроект о запрете рейдовой перевалки зерна, говоря о потере инвестпроектов на 12 млрд рублей. К тому же выясняется, что зерновая пыль, которая якобы загрязняет море, не более чем попытка натянуть сову на глобус. В год с кораблей в воду Азовского моря может попадать от 50 до 300 тонн зерновой пыли, тогда как других загрязнителей – около 50 млн тонн, а потому исключение зерна из перевалки вряд ли как-то изменит экологическую ситуацию. Впрочем, вряд ли голоса противников законопроекта будут услышаны, ведь газпромовское лобби в Москве гораздо сильнее. Вот только насколько целесообразно ради задабривания торгового партнёра уничтожать у себя в стране целую отрасль?

Тем временем

Россельхознадзор накануне видеопереговоров президента России с главой Китая заявил, что Китай может открыть свой рынок зерна для всех российских регионов (до сих пор Пекин в связи с фитосанитарной обстановкой соглашался ввозить зерно только из семи регионов Сибири и Дальнего Востока). Китайцам нужно примерно по 10 млн тонн кукурузы и пшеницы, первую он сейчас покупает в США, вторую – в Европе. Перенос закупок в Россию выглядит логичным шагом в продолжение торговой войны между Пекином и Западом.

Источник versia.ru

Обновлено: 24.12.2021 — 14:37