150 миллиардов из Фонда национального благосостояния могут поделить Константин Цицин и Виктор Вексельберг

Засосут в трубу

150 миллиардов из Фонда национального благосостояния могут поделить Константин Цицин и Виктор Вексельберг

Очередной рост тарифов ЖКХ может произойти уже этой осенью. Причиной тому стали жалобы ресурсников – они-де недополучают часть причитающейся им прибыли! И это при том, что в конце января в правительстве приняли решение выделить 150 млрд рублей из ФНБ на ремонт обветшавших сетей. Куда и на что пойдут эти деньги и так ли нужны ресурсникам средства на модернизацию?

Сюжет: Недвижимость

О бедственном положении коммунальной инфраструктуры буквально на днях в очередной раз вспоминал зампред правительства Марат Хуснуллин. Выступая на «правительственном часе» в Госдуме, он отметил, что 60% объектов инфраструктуры ЖКХ сегодня изношены. В общей сложности, по оценкам г-на Хуснуллина, потребность в финансировании модернизации ЖКХ сейчас составляет 4,5 трлн рублей.

Здесь следует отметить: средства на модернизацию традиционно берут из кармана российских граждан. Именно необходимостью ремонта обветшавших донельзя сетей ресурсоснабжающие организации (РСО) из года в год обосновывают необходимость повышения тарифов. Тем не менее тарифы растут, а сети продолжают ветшать.

В этом году РСО решили пойти ещё дальше: помимо традиционного повышения тарифов деньги на ремонт сетей планируется взять из Фонда национального благосостояния. О том, кому конкретно и как будут выделяться деньги, не сообщается. Однако на официальном сайте Минэнерго размещён список крупнейших генерирующих и сетевых компаний. Логично предположить, что именно этим «акулам» ЖКХ и предстоит проводить модернизацию и строительство ценой 150 млрд рублей.

В списке Минэнерго значатся, в частности, такие компании, как группа «Интер РАО», концерн «Росэнергоатом», группа «РусГидро», «Газпром энергохолдинг», Сибирская генерирующая компания, принадлежащее Виктору Вексельбергу ПАО «Т Плюс» и другие.

«Самые бедные»

Может быть, ресурсным компаниям и правда не хватает денег? Однако стоит посмотреть официальную отчётность, как станет ясно, что это не так. Например, в «РусГидро» сообщили, что по итогам 2021 года доходность по EBITDA стала самой высокой в истории компании, достигнув 95,7 млрд рублей!

При этом большинство крупных РСО регулярно получают щедрые госсубсидии. Так, «РусГидро» по итогам 2018–2019 годов получило 13 млрд рублей. «Интер РАО», похваставшись модернизацией очистных сооружений Костромской ГРЭС, скромно не стала педалировать тот факт, что деньги на это также были выделены из бюджета. Получается, что и у самих РСО дела идут неплохо, да ещё и государство «подбрасывает» немалые суммы в виде субсидий. Закономерно возникает вопрос: на что же тогда выделяются 150 млрд из ФНБ?

Косвенный ответ на этот вопрос дали представители Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ). По словам представителей организации, которых цитируют «Известия», сегодня в ряде регионов водоканалы недополучают от управляющих компаний до 65% платежей по холодной воде и до 83% по водоотведению.

Миллиардные долги давно уже стали притчей во языцех во всех отраслях ЖКХ. По данным Минстроя, по итогам первого полугодия 2021 года общий объём задолженности перед предприятиями коммунального комплекса составлял 1,4 трлн рублей, более 900 млрд из которых приходится на долги физических лиц. Учитывая, что тарифы ЖКХ постоянно растут, ждать погашения задолженности при сокращении реальных доходов населения явно не приходится. А значит, кассовый разрыв на предприятиях РСО становится реальной проблемой.

Интернет-пользователь из Японии показал, как выглядит продуктовый набор, который власти присылают оказавшимся на карантине из-за коронавируса жителям. Он заставил многих юзеров позавидовать, так как в их странах такое не предусмотрено.

Именно на покрытие этих кассовых разрывов, по информации источников «Нашей Версии», и пойдут те самые 150 млрд рублей. Вот только остаётся непонятным момент. Как известно, Фонд национального благосостояния был создан для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и обеспечения социальных обязательств. Каким образом спасение далеко не бедствующих ресурсников от накопившихся долгов соответствует этим задачам? Да, усугубление проблемы неплатежей может привести к серьёзным проблемам. Однако заметим, что практически все РСО формально являются коммерческими компаниями. Разве они не должны решать свои проблемы самостоятельно, не перекладывая их на плечи всех граждан?

Кстати, проблема ещё и в том, что выделяемая сумма не спасёт ситуацию. Вот только один пример. У «Интер РАО» размер чистого долга по состоянию на 31 декабря 2021 года составляет 71,6 млрд руб­лей. Для сравнения: в 2020 году долг был на 33% меньше – 47,5 млрд рублей. На этом фоне 150 млрд из ФНБ, выделенные на всех ресурсников, выглядят сущими копейками.

При этом за деньги из ФНБ ресурсникам придётся сражаться с Фондом содействия реформированию ЖКХ, именно эта организация по решению правительства и займётся распределением средств. При этом «Наша Версия» не раз рассказывала о том, как Фонд ЖКХ и его руководитель Константин Цицин расходуют бюджетные средства. Например, в 2020 году 1,5 млрд рублей Фонд израсходовал только на собственные нужды. Так что 150 млрд из Фонда национального благосостояния вполне могут улучшить благосостояние г-на Цицина.

Народные «инвестиции»

Фнб был создан для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан. Каким образом спасение далеко не бедствующих ресурсников от накопившихся долгов соответствует этим задачам?

Ну а что же изношенные сети? Судя по всему, об их ремонте ни в правительстве, ни в Фонде ЖКХ, ни в РСО не задумываются вовсе.

Поясним: когда РСО рассказывают о модернизации своей инфраструктуры, речь идёт о крупных магистральных сетях. Именно их простым гражданам России обычно демонстрируют на камеру, говоря об улучшении качества воды. Зато у кого на балансе находится участок трубы от магистральной сети до конкретного дома – не знает никто. И даже если правительство действительно хотело бы потратиться на реконструкцию этой части сетей, то сначала пришлось бы ещё потратить немало времени, дабы установить получателя средств.

Яркой иллюстрацией неразберихи в балансовой принадлежности сетей служит трагедия в Перми, случившаяся осенью 2020 года. Напомним, что тогда из-за прорыва трубы с горячей водой в гостинице «Карамель» люди заживо сварились в кипятке. У Следственного комитета ушло несколько недель на то, чтобы просто понять, в отношении кого следует возбуждать уголовное дело. Дело в том, что поставщиком воды в дома значилась одна компания, прорвавшаяся труба принадлежала другой, а за эксплуатацию сетей внутри самого дома отвечала третья.

Не менее показательная история сегодня разворачивается в Казани. Жители жилого комплекса «Лесной городок» получили уведомления о том, что их управляющая компания прекращает поставку коммунальных ресурсов. По информации местных СМИ, в ходе последовавшего судебного разбирательства выяснилось: представитель застройщика «Сувар Холдинг» так не смогла пояснить суду, кому сегодня принадлежат инженерные коммуникации ЖК. В управляющей компании отвечали, что им на баланс сети не передавали.

Многие километры именно этих, по факту бесхозных сетей сегодня как раз и нуждаются в ремонте. Именно на этих участках как раз и наблюдается тот самый критический 60-процентный износ, о котором говорят чиновники. Но миллиарды из ФНБ при этом собираются выдать ресурсникам.

Конкретно

Единственная мера, предпринимаемая местными властями для приведения в порядок изношенных сетей, – это заключение концессионных соглашений с представителями бизнеса. Оплачивается оно также из наших карманов: при заключении концессионных соглашений власти разрешают инвесторам повышать тарифы выше устанавливаемых правительством пределов. Таким образом инвесторы могут окупить свои вложения, что делает сферу ЖКХ для них весьма привлекательным бизнесом.

Но даже при таком раскладе концессионные соглашения далеко не всегда оказываются успешными. Буквально на днях проверка Генпрокуратуры выявила многочисленные нарушения при заключении таких соглашений в Новосибирской области. Как отметили в ведомстве, инвесторы не проводили никакой модернизации, что привело к росту числа аварий. «То есть муниципальные образования предоставляют условия концессионеру именно с учётом того, что он будет вкладываться, инвестировать в развитие сетей. Мы почему с вами видим большое количество аварий? Потому что нет модернизации сетей, нет амортизации того самого теплоснабжающего, водоснабжающего оборудования, которое несёт за собой потом большое количество коммунальных аварий», – констатировал замгенпрокурора Дмитрий Демешин.

Источник versia.ru

Обновлено: 02.03.2022 — 14:36